Тысячи оборотов на растительном масле

Трудно себе представить, что растительным маслом, которым мы заправляем нашу еду, можно точно так же заправить дизельный двигатель. А, между прочим, сам Рудольф Дизель использовал в качестве топлива для одной из тестовых моделей арахисовое масло! С тех пор утекло море времени, однако биодизель по-прежнему является предметом ожесточённых споров.

Биологическое дизельное топливо получают путём переработки сырья растительного или животного происхождения. Растительные масла в чистом виде обладают некоторыми недостатками, поэтому при нагревании к ним добавляется этанол или же метанол. На выходе получается смесь метилового и этилового эфиров, которая может использоваться как в качестве примеси, так и в качестве отдельного вида горючего.

В некоторых странах биодизель уже успел получить широкое распространение. В число лидеров по его производству входят такие страны, как США, Бразилия, Аргентина, Германия и Франция. Более того, во Франции обычное дизельное топливо по умолчанию является 5% смесью обычного дизеля с биологическим. И французы в этом отношении не уникальны. Аналогичная норма действует, например, в отдельных американских штатах. А некоторые переходят на биодизель добровольно, экспериментируя с его видами.

Примечательно, что производственный фокус постепенно смещается с западных стран в сторону Азиатского и Латино-Американского регионов. Так, высокие темпы роста показывают Колумбия, Индия, Таиланд.

Для этого есть несколько причин. Во-первых, активная государственная поддержка, в рамках которой принимаются различные целевые программы. А, во-вторых, хорошие возможности по выращиванию сырья. Это важно, поскольку для производства биологического дизельного топлива используются популярные сельскохозяйственные культуры. Одно из главных требований к ним – высокая урожайность:

Сырьё

Литров масла на гектар

Пальмовое масло

5950

Ятрофа

1892

Рапс

1190

Подсолнечник

952

Соя

446

Несмотря на то, что пальмовое масло лидирует с большим отрывом, 84% рынка сырья для биодизеля сегодня занимает рапсовое масло, за которым следует подсолнечное с долей в 13 % (по данным на 2013 год). При этом для производства 1 тонны биологического дизельного топлива требуется от 2,54 до 3,05 тонн рапса.

Выбор в пользу биодизеля может быть обусловлен  рядом выгодно его отличающих характеристик:

  • Возобновляемостью.
  • Хорошими смазочными свойствами.
  • Высокой температурой вспышки.
  • Экологичностью  (после него остаётся меньше копоти, углекислого газа и других выбросов).
  • Хорошими моющими свойствами.

Тем не менее, есть у топлива и свои недостатки:

  • Высокая стоимость.
  • Высокая температура застывания.
  • Повышенная вязкость.
  • Особые требования к конструкции двигателя.

Компромиссным решением представляется смешивание обычного дизельного топлива с биологическим. Если доля биодизеля не превышает 30%, то в двигатель не нужно вносить никаких изменений. В противном случае движку придётся пройти серьёзную модификацию.

Однако самой главной проблемой является то, что сырьём для производства биодизеля служит продукция, употребляемая в пищу человеком. Искусственное стимулирование спроса на биологическое дизельное топливо ведёт к повышению цен на сою, кукурузу, пшеницу, рапс. И это при том, что, по данным ООН, в 2010-2012 гг. от хронического недоедания страдали почти 870 млн. человек по всему миру.

Тем не менее, пока что перспективы биодизеля находятся под вопросом. Для того, чтобы он получил массовое распространение должно произойти либо резкое повышение цен на нефть, либо резкое удешевление его себестоимости. И то, и другое маловероятно, а это значит, что в обозримом будущем привычное дизельное топливо никуда не денется. Как не пропадут вместе с ним и дизельные двигатели и генераторы.

Примечания:


Шевченко Елена Борисовна, Куренная Ирина Григорьевна. «Экономическая целесообразность производства и использования биодизеля в Украине» // БИ . 2013. №4. (http://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-tselesoobraznost-proizvodstva-i-ispolzovaniya-biodizelya-v-ukraine (дата обращения: 26.03.2014).