Дизели бывают разные…
Сегодня дизельные двигатели прочно занимают свою нишу в системе ДВС. Благодаря высокому коэффициенту полезного действия, низкому расходу топлива, надёжности и другим преимуществам они пользуются большой популярностью.
При этом за более чем столетнюю историю дизеля в его устройство не раз вносились всевозможные изменения. Конструкторы стремились сделать его более совершенным. Это неизбежно вело к появлению не просто новых моделей, но и целых классов дизельных двигателей.
В данной статье мы попытаемся упорядочить и классифицировать существующие дизели на основе ряда признаков. Отметим также, что мы будем рассматривать только крупные двигатели: судовые, ж/д, промышленные.
Способ осуществления рабочего цикла |
|
Двухтактный |
Четырёхтактный |
)
В современном двигателестроении есть также трёх-, пяти-, и шеститактные серийные и опытные образцы. Однако на текущий момент они являются не столь широко распространёнными.
Конструкция камеры сгорания |
|
С разделённой камерой |
С неразделённой камерой |
Различные варианты неразделённой камеры сгорания
Различные варианты разделённой камеры сгорания
У двигателя с неразделённой камерой топливо попадает в надпоршневое пространство. Такая камера имеет малую поверхность охлаждения, что способствует снижению потерь теплоты. При этом её форма определяется особенностями и предназначением двигателя.
Разделённая камера сгорания имеет большую поверхность охлаждения и характеризуется повышенными потерями теплоты. Зато в ней лучше смешиваются топливо с воздухом, и уменьшается «жёсткость» работы двигателя.
Способ крепления шатуна |
|
Крейцкопфный |
Тронковый |
Крейцкопфный способ Тронковый способ
В крейцкопфном дизеле шатун соединяется с поршнем с помощью специальной скользящей конструкции. Она и называется крейцкопфом, который, в свою очередь, крепится к поршню штоком. Таким образом, механизм несколько укрупняется и утяжеляется, однако возрастает износостойкость поршня и цилиндра.
В тронковом же дизеле шатун крепится сразу к поршню.
Виды используемого топлива |
|
Однотопливный |
Многотопливный |
Однотопливные дизели работают на одном виде горючего (внезапно!), а многотопливные способны принять несколько разных. Например, в газодизельном двигателе дизельное топливо может служить как «запальным», так и основным.
Вообще же следует отметить, что обычный дизель может работать даже на растительном масле, однако использование «сырых», неподготовленных видов топлива будет неизбежно вести к быстрому износу агрегата.
Способ воздухоснабжения |
|
С наддувом |
Без наддува |
)
Наддув может производиться с помощью компрессора, турбокомпрессора, а также путём совмещения двух устройств (т.н. агрегатный наддув). Отметим, что наполнение цилиндра воздухом непосредственно связано с максимально возможной мощностью двигателя.
Способ расположения цилиндров |
|
Рядный (вертикальный) |
V-образный |
Известны и другие схемы размещения цилиндров: W-образная, X-образная, Y-образная, оппозитная, H-образная. Однако далеко не все из них применяются в дизелестроении.
Количество оборотов в минуту |
||
Низкооборотистый |
Среднеооборотный |
Высокооборотистый |
А напоследок взгляните на первый запуск старого дизеля после 40 лет простоя!
)