Дизельное топливо – пища для двигателя

Как и бензин, дизельное топливо производится из нефти. Процесс его производства состоит из четырёх стадий:

1. Разделение нефти путём нагревания на различные составляющие (фракции), часть которых является «дизельными»;

2. Дальнейшее разделение дизельных фракций;

3. Очистка получившегося топлива от сернистых соединений;

4. Добавление различных присадок для улучшения свойств топлива (данная стадия может отсутствовать в процессе производства);

Крайне важным с точки зрения качества дизельного топлива представляется третий этап. Дело в том, что удаление сернистых соединений ведёт к ухудшению смазывающих свойств топлива. Для решения этой проблемы и были изобретены специализированные присадки.

В то же самое время высокий уровень содержания серы способствует развитию коррозии, а также загрязнению окружающей среды. В связи с этим в Европе предъявляются очень серьёзные требования к этому показателю. Сравните европейские стандарты с отечественными:

Требования к качеству дизельного топлива по EN 590

Показатели

EN590, 1993-1996 гг.

EN590, 1996-1999 гг.

EN590, с 2000 г.

Массовая доля серы, %, не более

0,5

0,3

0,035

Цетановое число, не менее

45

49

51

Плотность при 15 градусах

820-860

820-860

820-845

Кинематическая вязкость при 40 градусах, мм2/с

2,0-4,5

2,0-4,5

2,0-4,0

Фракционный состав: 95% перегоняется до, градусов

370

370

360

Содержание полициклических  ароматических углеводородов, %, не более

 

Не норм.

 

Не норм.

 

11

Смазывающая способность, мкм, не более

Не норм.

Не норм.

460

Окислительная стабильность, г/м3, не более

Не норм.

Не норм.

25

 

Характеристики дизельного топлива по ГОСТ 305-82

Показатели

Нормы для марок

Л-0,2-40

(высший сорт)

Л-0,2-62 

(высший сорт)

Л-0,5-40

Л-0,5-62

Массовая доля серы, %, не более

0,2

0,2

0,5

0,5

Цетановое число, не менее

45

45

45

45

Фракционный состав: перегоняется при температуре, градусов, не выше: 50%

280

280

280

280

Кинематическая вязкость при 20 градусах, мм2/с

3,0-6,0

3,0-6,0

3,0-6,0

3,0-6,0

Температура, градусов, не выше: застывания,

предельной фильтруемости

 

- 10

 

- 5

 

- 10

 

- 5

 

- 10

 

- 5

 

- 10

 

- 5

Температура вспышки в закрытом тигле, градусов, не ниже

40

62

40

62

Кислотность, мг KOH/100 см3 топлива, не более

5,0

5,0

5,0

5,0

 

С другой стороны, дизельное топливо можно разбить на маловязкое и высоковязкое. Первым видом топлива заправляются быстроходные двигатели, а вторым – тихоходные. 

Отличаются эти виды своим составом. Маловязкое топливо получается путём смешения дизельных фракций с лёгким газойлем. Высоковязкое же вместо лёгкого газойля содержит в себе мазут.

Наконец, дизельное топливо можно классифицировать по «сезонно-климатическому» принципу. Дело в том, что разные виды топлива предназначены для разных температурных условий.

Стоит отметить также, что здесь появляется важный показатель – цетановое число. Оно позволяет судить о скорости горения дизельного топлива. Чем цетановое число выше, тем быстрее и легче горит топливо. Вот как данный показатель соотносится с сезонностью:

 

Летнее

Зимнее

Арктическое

Температура применения, градусов

от 0 и выше

до -30

до -50

Цетановое число

не менее 45

45

40

Плотность при 20 градусах по Цельсию, кг/куб.м

не более 860

не более 840

не более 830

Вязкость при 20 градусах по Цельсию, кв. мм/с

 

от 3 до 6

 

от 1,8 до 5

 

от 1,4 до 4

Температура застывания, градусов

-10

-35

-55

 

Ну а на «сладкое» сегодня –  видео старинного дизельного двигателя аж 1938 года выпуска: