Дизельное топливо – пища для двигателя
Как и бензин, дизельное топливо производится из нефти. Процесс его производства состоит из четырёх стадий:
1. Разделение нефти путём нагревания на различные составляющие (фракции), часть которых является «дизельными»;
2. Дальнейшее разделение дизельных фракций;
3. Очистка получившегося топлива от сернистых соединений;
4. Добавление различных присадок для улучшения свойств топлива (данная стадия может отсутствовать в процессе производства);
Крайне важным с точки зрения качества дизельного топлива представляется третий этап. Дело в том, что удаление сернистых соединений ведёт к ухудшению смазывающих свойств топлива. Для решения этой проблемы и были изобретены специализированные присадки.
В то же самое время высокий уровень содержания серы способствует развитию коррозии, а также загрязнению окружающей среды. В связи с этим в Европе предъявляются очень серьёзные требования к этому показателю. Сравните европейские стандарты с отечественными:
Требования к качеству дизельного топлива по EN 590
Показатели |
EN590, 1993-1996 гг. |
EN590, 1996-1999 гг. |
EN590, с 2000 г. |
Массовая доля серы, %, не более |
0,5 |
0,3 |
0,035 |
Цетановое число, не менее |
45 |
49 |
51 |
Плотность при 15 градусах |
820-860 |
820-860 |
820-845 |
Кинематическая вязкость при 40 градусах, мм2/с |
2,0-4,5 |
2,0-4,5 |
2,0-4,0 |
Фракционный состав: 95% перегоняется до, градусов |
370 |
370 |
360 |
Содержание полициклических ароматических углеводородов, %, не более |
Не норм. |
Не норм. |
11 |
Смазывающая способность, мкм, не более |
Не норм. |
Не норм. |
460 |
Окислительная стабильность, г/м3, не более |
Не норм. |
Не норм. |
25 |
Характеристики дизельного топлива по ГОСТ 305-82
Показатели |
Нормы для марок |
|||
Л-0,2-40 (высший сорт) |
Л-0,2-62 (высший сорт) |
Л-0,5-40 |
Л-0,5-62 |
|
Массовая доля серы, %, не более |
0,2 |
0,2 |
0,5 |
0,5 |
Цетановое число, не менее |
45 |
45 |
45 |
45 |
Фракционный состав: перегоняется при температуре, градусов, не выше: 50% |
280 |
280 |
280 |
280 |
Кинематическая вязкость при 20 градусах, мм2/с |
3,0-6,0 |
3,0-6,0 |
3,0-6,0 |
3,0-6,0 |
Температура, градусов, не выше: застывания, предельной фильтруемости |
- 10
- 5 |
- 10
- 5 |
- 10
- 5 |
- 10
- 5 |
Температура вспышки в закрытом тигле, градусов, не ниже |
40 |
62 |
40 |
62 |
Кислотность, мг KOH/100 см3 топлива, не более |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
С другой стороны, дизельное топливо можно разбить на маловязкое и высоковязкое. Первым видом топлива заправляются быстроходные двигатели, а вторым – тихоходные.
Отличаются эти виды своим составом. Маловязкое топливо получается путём смешения дизельных фракций с лёгким газойлем. Высоковязкое же вместо лёгкого газойля содержит в себе мазут.
Наконец, дизельное топливо можно классифицировать по «сезонно-климатическому» принципу. Дело в том, что разные виды топлива предназначены для разных температурных условий.
Стоит отметить также, что здесь появляется важный показатель – цетановое число. Оно позволяет судить о скорости горения дизельного топлива. Чем цетановое число выше, тем быстрее и легче горит топливо. Вот как данный показатель соотносится с сезонностью:
|
Летнее |
Зимнее |
Арктическое |
Температура применения, градусов |
от 0 и выше |
до -30 |
до -50 |
Цетановое число |
не менее 45 |
45 |
40 |
Плотность при 20 градусах по Цельсию, кг/куб.м |
не более 860 |
не более 840 |
не более 830 |
Вязкость при 20 градусах по Цельсию, кв. мм/с |
от 3 до 6 |
от 1,8 до 5 |
от 1,4 до 4 |
Температура застывания, градусов |
-10 |
-35 |
-55 |
Ну а на «сладкое» сегодня – видео старинного дизельного двигателя аж 1938 года выпуска: