Дизельное топливо – пища для двигателя

Как и бензин, дизельное топливо производится из нефти. Процесс его производства состоит из четырёх стадий:

  1. Разделение нефти путём нагревания на различные составляющие (фракции), часть которых является «дизельными».
  2. Дальнейшее разделение дизельных фракций.
  3. Очистка получившегося топлива от сернистых соединений.
  4. Добавление различных присадок для улучшения свойств топлива (данная стадия может отсутствовать в процессе производства).

Крайне важным с точки зрения качества дизельного топлива представляется третий этап. Дело в том, что удаление сернистых соединений ведёт к ухудшению смазывающих свойств топлива. Для решения этой проблемы и были изобретены специализированные присадки.

В то же самое время высокий уровень содержания серы способствует развитию коррозии, а также загрязнению окружающей среды. В связи с этим в Европе предъявляются очень серьёзные требования к этому показателю. Сравните европейские стандарты с отечественными:

Требования к качеству дизельного топлива по EN 590

Показатели

EN590, 1993-1996 гг.

EN590, 1996-1999 гг.

EN590, с 2000 г.

Массовая доля серы, %, не более

0,5

0,3

0,035

Цетановое число, не менее

45

49

51

Плотность при 15 градусах

820-860

820-860

820-845

Кинематическая вязкость при 40 градусах, мм2/с

2,0-4,5

2,0-4,5

2,0-4,0

Фракционный состав: 95% перегоняется до, градусов

370

370

360

Содержание полициклических  ароматических углеводородов, %, не более

Не норм.

 Не норм.

 11

Смазывающая способность, мкм, не более

Не норм.

Не норм.

460

Окислительная стабильность, г/м3, не более

Не норм.

Не норм.

25

 

Характеристики дизельного топлива по ГОСТ 305-82

Показатели

Нормы для марок

Л-0,2-40 (высший сорт)

Л-0,2-62 (высший сорт)

Л-0,5-40

Л-0,5-62

Массовая доля серы, %, не более

0,2

0,2

0,5

0,5

Цетановое число, не менее

45

45

45

45

Фракционный состав: перегоняется при температуре, градусов, не выше: 50%

280

280

280

280

Кинематическая вязкость при 20 градусах, мм2/с

3,0-6,0

3,0-6,0

3,0-6,0

3,0-6,0

Температура, градусов, не выше: застывания,

предельной фильтруемости

 - 10 

- 5

 - 10 

- 5

 - 10 

- 5

 - 10 

- 5

Температура вспышки в закрытом тигле, градусов, не ниже

40

62

40

62

Кислотность, мг KOH/100 см3 топлива, не более

5,0

5,0

5,0

5,0

С другой стороны, дизельное топливо можно разбить на маловязкое и высоковязкое. Первым видом топлива заправляются быстроходные двигатели, а вторым – тихоходные.

Отличаются эти виды своим составом. Маловязкое топливо получается путём смешения дизельных фракций с лёгким газойлем. Высоковязкое же вместо лёгкого газойля содержит в себе мазут.

Наконец, дизельное топливо можно классифицировать по «сезонно-климатическому» принципу. Дело в том, что разные виды топлива предназначены для разных температурных условий.

Стоит отметить также, что здесь появляется важный показатель – цетановое число. Оно позволяет судить о скорости горения дизельного топлива. Чем цетановое число выше, тем быстрее и легче горит топливо. Вот как данный показатель соотносится с сезонностью:

 

Летнее

Зимнее

Арктическое

Температура применения, градусов

от 0 и выше

до -30

до -50

Цетановое число

не менее 45

45

40

Плотность при 20 градусах по Цельсию, кг/куб.м

не более 860

не более 840

не более 830

Вязкость при 20 градусах по Цельсию, кв. мм/с

 от 3 до 6

 от 1,8 до 5

 от 1,4 до 4

Температура застывания, градусов

-10

-35

-55

Ну а на «сладкое» сегодня –  видео старинного дизельного двигателя аж 1938 года выпуска: