Газотурбинные двигатели: ремонт и техническое обслуживание
Предприятие "Дизельзипсервис" осуществляет постановку на ремонт одновременно несколько типов газотурбинных установок: ДЕ59, ДЖ59, ДВ71Л, АИ-20, АИ-336, ДЦ59.
Газотурбинный двигатель АИ-336. Проходит капитальный ремонт на предприятии.
Отдельно осуществлена постановка на ремонт двигателей типа АИ-20 в составе газотурбинной электростанции ПАЭС-2500 производства компании АО МОТОР СИЧ, а также моделей: ДВ71, ДК59, ДО63, М62, М7К, ДР76, ДС71, ДР59Л.
Участок по ремонту газотурбинных двигателей
Одновременно с этим ведется работа по созданию испытательного комплекса для газотурбинных двигателей/установок, в качестве нагрузочного устройства будет использован гидротормоз фирмы Zollner. суммарной мощностью 14 000 л.с.. Для испытания газотурбинных двигателей большей мощности ведутся переговоры по приобретению гидротормоза AVL - общей мощностью до 34 000 л.с.
Участок ремонта. Вертикальный стенд, процесс ремонта двигателя ДВ71Л.
Для испытания двигателей типа АИ-20 создан испытательный стенд конструктивно схожий с компоновкой электростанции ПАЭС-2500. Нагрузка передается от двигателя через планетарный редуктор на высоковольтный генератор. Для преобразования напряжения используется трансформатор 6.3/0.4 мощностью 3мВт (3000кВт). Нагрузка на двигатель осуществляться с применением комплекса из трех нагрузочных модулей реостатного типа, изготовленных на производстве предприятия «Дизельзипсервис». Мощность нагрузочных модулей два по 1мВт и один в 0.5 мВт.
Предприятие обладает возможностью вертикальной и горизонтальной разборки роторов, уникальной технологией ремонта элементов горячего тракта, жаровых труб, переходных патрубков, горелочных устройств, корпусных деталей, сопловых лопаток. Важным этапом ремонта является восстановление напыления уплотняющим материалом 20Б спрямляющих аппаратов компрессора низкого давления, а также зазоров в лабиринтных уплотнениях масляных полостей тем же напылением сплава 20Б и заменой уплотнительных вставок. Нанесение и термообработка защитных покрытий и хромирование деталей. Технологические возможности обеспечивают интенсификацию процессов горения для повышения эффективности и сокращения выбросов NOx, CO. Оборудование предприятия обеспечивает динамическую балансировка роторов: КНД. КВД. ТВД. ТНД. ТГ. Восстановление подшипника упорного включает в себя процесс отшлифовки диска, колодки с нанесением покрытия серебром.
Двигатель АИ-20 и АИ-336 на ремонтном участке предприятия
Дизельзипсервис уже имеет опыт в ремонту турбин ГП НПКГ«Зоря»-«Машпроект», в настоящий момент на производстве закончено изготовление раскатного стана для стыковки/расстыковки турбин.
О положительном опыте предприятия свидетельствует выполненные проект. Газотурбинный двигатель типа ГТД-15-02 (ДЖ59ЛЗ) прошел приемо-сдаточные испытания в течение 48 часов в составе ГТУ Шахгинской ГТЭС после проведения капитального ремонта ООО «Дизельзипсервис».
Испытательный стенд. Испытание двигателя Аи-20.
Предприятие по роду своей деятельности - динамично развивающееся предприятие, так при постановке на ремонт газотурбинных двигателей производства ГП НПКГ«Зоря»-«Машпроект», АО МОТОР СИЧ, предприятие "Дизельзипсервис" не ограничивается конкретными модификациями или поколениями газотурбинных двигателей. Такой подход позволяет нам глубоко осваивать технологию восстановления всех составных частей газотурбинных установок.
Станочный парк и ремонтная база предприятия. Ремонт отдельных узлов и деталей. Балансировка ротора.
Во избежание установки контрафактных или фальсифицированных деталей при ремонте ГТУ, предприятие подписало договор на поставку оптико-эмиссионного спектрометра, который позволяет детально контролировать химический состав материалов используемых при изготовлении тех или иных деталей, в частности контроль сплавов используемых при отливке лопаток. Этот подход позволяет многократно снизить риски аварий при эксплуатации. Следует отметить, что данная методика сейчас не используется ни на одном предприятии, осуществляющем полный цикл ремонта ГТУ.
ПРИМЕНЕИЕ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ, ОБЪЕКТЫ И ТИПЫ УСТАНОВОК,
МОРСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ |
|||||
Класс двигателя |
Тип двигателя |
Начало эксплуатации |
Мощность л.с. |
Количество двигателей |
Тип силовой установки |
М1 |
М1 |
1955 |
4000 |
34 |
М1 |
М2 |
ДА53 |
1960 |
15000 |
106 |
М2 |
Д2 |
Д072 |
1960 |
1500 18000 |
156 |
Д2 Д3 |
Д075 |
1970 |
18000 |
38 |
ДТ4 |
|
Д050 |
1975 |
16000 |
5 |
М10, М10А, М10Б |
|
ДД50 |
1988 |
20000 |
6 |
М10Д |
|
М3 |
Д054 |
1962 |
18000 |
54 |
М3, М5, М7 |
Д59 (UGT16000) |
Д059 |
1968 |
18000 |
9 |
М8 |
ДК59 |
1974 |
20000 |
60 |
М7К, М12 |
|
ДЕ59 |
1974 |
22500 |
151 |
М3Е, М5Е, М8Г, М8НЛ, М8М8, Т1 |
|
ДИ59 |
1979 |
19500 |
8 |
М25 |
|
ДТ59 |
1980 |
21500 |
70 |
М12А, М9, М9Б, М7Н, М21 М21А, М36 |
|
ДН59 |
1983 |
22500 |
42 |
М8В, М3Н |
|
М60 |
Д061 |
1971 |
6000 |
18 |
М7, М5 |
М62 |
Д063 |
1972 |
9000 |
68 |
М7К, М5Е |
М70 (UGT6000) |
ДМ71 |
1972 |
10000 |
60 |
МТ70, М34 |
ДН77 ДС77 ДР77 |
1978 |
10000 |
184 |
М15, М15А, М15Б, М15В, М20А |
|
ДН71 ДС71 |
1982 |
8000 |
25 |
М21, М21А, М7Н, М16, М27 |
|
ДП71 |
1987 |
10000 |
55 |
М35 |
|
Д037 |
1988 |
8000 |
1 |
М37 |
|
М75 (UGT3000) |
ДС76 ДМ76 ДР76 |
1978 |
4000 |
106 |
М15 М15Б М15В2 |
М90 (UGT15000) |
Д090 |
1978 |
20000 |
6 |
М27, М9Б, М44 |
ДА91 |
2002 |
27500 |
1 |
М56 |
|
М80 (UGT25000) |
ДА80 |
1997 |
40000 |
4 |
ДА80 |
- |
МГ-2Д |
1985 |
М100 kW |
34 |
ГТГ100, ГТГ100К |
ПРИМЕНЕНИЕ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ДЛЯ ПРИВОДА КОМПРЕССОРОВ ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩИХ СТАНЦИЙ |
|||||
Тип двигателя |
Мощность, МВт |
Место расположения |
Количество двигателей |
Начало эксплуатации |
|
ДР59 |
10 |
Казахстан |
Казахгазпром |
24 |
1988 |
Россия |
Баштрансгаз Волготрансгаз Кавказтрансгаз Лентрансгаз Пермтрансгаз Самаратрансгаз Севергазпром Сургутгазпром Томсктрансгаз Тюменьтрансгаз Уралтрансгаз Чечегазпром |
57 27 21 9 8 24 36 4 5 91 8 3 |
1980 1986 1988 1978 1990 1980-1983 1983-1995 1996 1997 1982-1998 1981 1990 |
||
Украина |
Донбасстрансгаз Киевтрансгаз Прикарпаттрансгаз Черкассытрансгаз |
8 21 8 7 |
1981 1987 1991 1996 |
||
Всего: 352 двигателей ДР59 общей мощностью 3520 МВт |
|||||
UGT16000 |
16 |
Иран |
Х-1, Х-2, Х-3 |
12 |
1995-2000 |
Россия |
Волготрансгаз Пермтрансгаз Таттрансгаз Тюменьтрансгаз Ямбурггаздобыча |
22 48 9 10 30 |
1995-1997 1994-1996 1995 1991 1995-1998 |
||
Украина |
Киевтрансгаз Черкассытрансгаз |
4 4 |
1998-1996 1997 |
||
Всего: 139 двигателей UGT16000 общей мощностью 2224 МВт |
|||||
UGT3000 |
3 |
Чехия |
Штремберк |
1 |
1995 |
1 двигатель UGT3000 мощностью 3 МВт |
|||||
UGT6000 |
6.3 |
Россия |
Мострансгаз |
3 |
1995 |
Украина |
Киевтрансгаз Прикарпаттрансгаз Харьковтрансгаз |
7 7 2 |
1999 1996-2001 1993 |
||
Всего: 19 двигателей UGT6000 мощностью 119,7 МВт |
|||||
UGT10000 |
10 16 (Водолей) |
Украина |
Черкассытрансгаз Киевтрансгаз |
1 1 |
2002 2002 |
Всего: 2 двигателя UGT10000 мощностью 16 МВт |
|||||
UGT15000 |
16 |
Беларусь |
Белтрансгаз |
5 |
1999 |
Россия |
Волготрансгаз Севергазпром Ноябрьгаздобыча Югтрансгаз Ямбурггаздобыча |
5 1 10 3 14 |
1996 1998 1997-2002 1996 1998-2002 |
||
Украина |
Одесса, ОПЗ Прикарпаттрансгаз |
2 4 |
1999 2001 |
||
Всего: 82 двигателя UGT15000 общей мощность 1312МВт |
|||||
UGT25000 |
25 |
Россия |
Пермтрансгаз Тюменьтрансгаз |
6 9 |
2002 2000-2002 |
Украина |
Киевтрансгаз Черкассытрансгаз |
5 3 |
1998 1995-1998 |
||
Всего: 23 двигателя UGT25000 общей мощность 575 МВт |
ПЛАВУЧИЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ «СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ» |
|||||
Место расположения |
Начало и конец эксплуатации |
Тип двигателя |
Единичная мощность, МВт |
Топливо |
Количество двигателей |
Россия |
|||||
Плавстанция №1
п. Зеленый Мыс, Якутия |
1969-76 1970 1993 |
ГТГ-1 Д014 ДЖ59 |
10 12 12 |
Жидкое Жидкое Жидкое |
7 7 2 |
Плавстанция №2
г. Печора, Республика Коми,
г. Анадырь, Чукотка |
1971-95
1995 |
ГТГ-1 Д014
UGT16000 |
12
|
Жидкое Жидкое
Жидкое |
9 11
3 |
Плавстанция №3
Сангар, Якутия
п. Эльдикан, Якутия
|
1972-86 1973
1992
|
ГТГ-1 Д014
UGT16000
|
10 12
12
|
Жидкое Жидкое
Жидкое
|
9 11
3
|
Плавстанция №4
п. Мыс Шмидта, Чукотка |
1987-92 1992 |
Д014 UGT16000 |
12 12 |
Жидкое Жидкое |
6 3 |
Плавстанция №5
г. Надым, Тюменская обл. |
1980
|
ДЦ59
|
12
|
Газ
|
5
|
Плавстанция №6
г. Надым Тюменская обл. |
1986
|
ДЦ59
|
12
|
Газ
|
5
|
ПЕРЕДВИЖНЫЕ ЭНЕРГОПОЕЗДА |
|||||
Место расположения |
Начало и конец эксплуатации |
Тип двигателя |
Единичная мощность, МВт |
Топливо |
Количество двигателей |
Россия |
|||||
п. Томмот, Якутия |
1977-95 |
ДО12 |
4 |
Жидкое |
5 |
п. Лабытнанги, Тюменская обл. |
1978 1990 |
ДО12 ДО14 |
4 12 |
Жидкое |
9 2 |
п. Северобайкальск, Бурятия |
1979-92 |
ДО12 |
4 |
Жидкое |
4 |
п. Тенкли, Якутия |
1978-91 |
ДО12 |
4 |
Жидкое |
1 |
п. Тоннельный. Бурятия |
1979-89 |
ДО12 |
4 |
Жидкое |
3 |
г. Ленск, Якутия |
1986-93 |
ДО14 |
12 |
Жидкое |
2 |
п. Лазо, Якутия |
1869-90 |
ДО12 |
4 |
Жидкое |
3 |
п. Депутатский, Якутия |
1986 1992 |
ДО14 UGT16000 |
12 16 |
Жидкое |
9 2 |
Батагай-2, Якутия |
1978 |
ДО12 |
4 |
Жидкое |
13 |
г. Пангоды, Тюменская обл. |
1980-90 |
ДЦ59 |
12 |
Газ |
13 |
Тында |
1976-82 |
ДО12 |
4 |
Жидкое |
3 |
Ургал-Бам |
1980-86 |
ДО14 |
12 |
Жидкое |
2 |
Ургальская |
1977-86 |
ДО12 |
4 |
Жидкое |
2 |
Харп |
1974-78 |
ДО12 |
4 |
Жидкое |
1 |
Чульман |
1978-81 |
ДО12 |
4 |
Жидкое |
2 |
Инта |
1975-88 |
ДО12 |
4 |
Жидкое |
1 |
Казахстан |
|||||
Южная |
1987 |
ДО14 |
12 |
Газ |
7 |
Тенгиз |
1990 |
ДЦ59 |
12 |
Газ |
16 |
СТАЦИОНАРНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ |
|||||
Место расположения |
Начало и конец эксплуатации |
Тип двигателя |
Единичная мощность, МВт |
Топливо |
Количество двигателей |
Азербайджан |
|||||
п. Нефтяные Камни |
1986 |
ДЦ59 |
12 |
Газ |
11 |
Беларусь |
|||||
г. Мозырь, Гомельская обл. |
7995 |
UGT16000 |
15,4 |
Жидкое |
2 |
г. Костюковичи (цементный завод) |
2003 |
UGT15000 |
16 |
Газ |
1 |
Брестская обл. (Березовская ГРЭС) |
2003 |
UGT25000 |
25 |
Газ |
2 |
Россия |
|||||
п. Кулар, Якутия |
1976 1982 |
ДО12 ДО14 |
4 12 |
Жидкое |
7 5 |
г. Рыбинск |
1999 |
UGT2500 |
2,8 |
Газ |
2 |
п. Советская Гавань, Хабаровский край |
1976 1979 1991 |
ДО14 ДО12 UGT16000 |
12 4 12 |
Жидкое |
10 5 2 |
г. Уренгой, Тюменская обл. |
1982 |
ДЦ59 |
12 |
Газ |
10 |
п. Белоярский, Тюменская обл. |
1986 |
ДЦ59 |
12 |
Газ |
9 |
г. Мирный, Якутия |
1986 |
ДЦ59 |
12 |
Газ |
10 |
г. Ямбург, Тюменская обл. |
1992 |
ДЦ59 |
12 |
Газ |
11 |
п. Тазовский, Тюменская обл. |
1997 |
UGT16000 |
16 |
Газ |
1 |
г. Шахты, Ростовская обл. |
1992 |
UGT16000 |
16 |
Газ |
4 |
г. Темрюк, Краснодарский Край |
1992 |
UGT16000 |
16 |
Газ |
3 |
г. Комсомольск, Ивановская обл. |
2001 |
UGT110000 |
110 |
Газ |
2 |
п. Н.-Заполярный, Тюменская обл. |
2002 |
UGT6000 |
6 |
Газ |
4 |
г. Салехард, Тюменская обл. |
2003 2004 |
ДЦ59 UGT16000 |
12 16 |
Газ Газ-Жидкое |
2 1 |
Казахстан |
|||||
Жанжол |
1998 |
ДЦ59 |
12 |
Газ |
2 |
Туркмения |
|||||
г. Небит-Даг |
1980 |
ДЦ59 |
12 |
Газ |
5 |
Украина |
|||||
г. Николаев |
1986 |
UGT15000 |
17 |
Газ |
1 |
г. Николаев |
1994 |
UGT15000S |
25 |
Газ |
1 |
г. Севастополь, Крымская обл. |
1992 |
UGT16000 |
16 |
Жидкое |
3 |
п. Сенча, Полтавская обл. |
1999 |
UGT6000 |
6 |
Газ |
1 |
п. Каборга, Николаевская обл. |
1985 |
UGT15000 |
17 |
Газ |
1 |
п. Червоный Донец |
1997 |
UGT2500 |
2,8 |
Газ |
1 |
п. Рубежное, Курганская обл. |
2003 |
UGT16000 |
16 |
Газ |
1 |
п. Каборга, Николаевская обл. |
2004 |
UGT110000 |
110 |
Газ |
1 |
Чехия |
|||||
г. Брно |
1994 |
UGT2500 |
2,8 |
Газ |
1 |
г. Оломоуц |
1997 |
UGT2500 |
2,8 |
Газ |
1 |
Канада |
|||||
г. Торонто |
1995 2000 |
UGT2500 UGT2500 |
2,8 2,8 |
Биотопливо Газ |
1
|